Что делать если прибор учета электроэнергии оказался неисправным после приобретения жилой недвижимости физическим лицом? Кто должен оплатить ремонт, обследование прибора?
 

В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.10.2011 № 1394 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23.10.2015 № 895 (далее – Правила электроснабжения), гражданин в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета электроэнергии и (или) срыва пломбы (пломб), установленном на нем, а также на другом оборудовании (автоматическом выключателе и т.п.), обязан сообщить об этом энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, а также согласно статье 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета электроэнергии обеспечивает гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, являющийся собственником указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной (платной) основе.

В соответствии с пунктом 152 Правил электроснабжения в многоквартирных жилых домах, оснащенных АСКУЭ, сохранность, целостность, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока, счетчики граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, счетчики, учитывающие расход электрической энергии на общедомовые нужды, устройства сбора и передачи данных, кабели связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, обеспечивает организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся указанные средства (приборы, устройства), или энергоснабжающая организация на договорной основе.

В соответствии с пунктом 156 Правил электроснабжения вводные устройства одноквартирных, блокированных жилых домов, вынесенные за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина, с размещенными в них средствами расчетного учета, в том числе устройствами беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

Средства расчетного учета многоквартирных жилых домов, в том числе АСКУЭ, средства расчетного учета для учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками общедомовых нужд (освещение мест общего пользования, движение лифтов и работа другого оборудования, связанного с потреблением электрической энергии), средства группового учета дома (подъезда) - балансные счетчики, средства расчетного учета квартир, размещенные в групповых этажных электрощитках, устройства сбора и передачи данных, каналы связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

В случае безвозмездной передачи указанных средств (приборов, устройств) на баланс энергоснабжающей организации ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств (приборов, устройств) осуществляются энергоснабжающей организацией за счет средств, предусмотренных при формировании в установленном законодательством порядке тарифов на электрическую энергию.

1. В случае выявления признаков вмешательства в работу средства расчетного учета вне зависимости от принадлежности средства расчетного учета ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет абонента, т.е. нового собственника (согласно пункту 150 Правил электроснабжения). В случае невозможности ремонта либо восстановления средства расчетного учета, принадлежащего энергоснабжающей организации, абонент возмещает величину ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в размере стоимости нового идентичного прибора учета.

2. В случае отсутствия признаков вмешательства в работу средства расчетного учета:

2.1 средство расчетного учета принадлежит абоненту;

Ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет абонента, т.е. нового собственника (согласно пункту 150 Правил электроснабжения).

2.2 средство расчетного учета принадлежит энергоснабжающей организации;

Замена прибора учета, его метрологическое обслуживание (при необходимости) производится энергоснабжающей организацией на безвозмездной основе (согласно пункту 156 Правил электроснабжения).

2.3 средство расчетного учета принадлежит организации, эксплуатирующей многоквартирный жилой дом;

Ремонт, замена, метрологическое обслуживание, восстановление (при необходимости) выполняется за счет организации, эксплуатирующей многоквартирный жилой дом (согласно пунктам 150, 152 Правил электроснабжения).

2.4 средство расчетного учета находится на обезличенном обслуживании;

Замена прибора учета, его метрологическое обслуживание (при необходимости) производится ЭСО на безвозмездной основе (согласно пункту 152 Правил электроснабжения).

Во избежание проблемных вопросов по обслуживанию средств расчетного учета гражданам необходимо обращать внимание на состояние и принадлежность средств расчетного учета приобретаемой жилой недвижимости (факт передачи на баланс энергоснабжающей организации).

Как избежать проблем с оплатой задолженности за электроэнергию при приобретении жилой недвижимости физическим лицом? Что нужно истребовать у продавца? Какие могут наступить последствия от несвоевременного заключения договора электроснабжения?
 

Пунктом 223 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила), предусмотрено, что абонент обязан известить энергоснабжающую организацию о выбытии (изменении места регистрации по месту жительства), в том числе в связи с продажей (обменом) жилого помещения, расторжением договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, и произвести полный расчет за потребленную электрич ескую энергию, включая день выезда.

В соответствии с пунктом 224 Правил выдача гражданам, являющихся абонентами РУП–облэнерго, справки о расчетах за потребленную электрическую энергию осуществляется филиалами «Энергосбыт» (при их отсутствии – филиалами «Электрические сети») РУП-облэнерго, их структурными подразделениями в рамках реализации административной процедуры, предусмотренной в пункте 10.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.

Данная справка выдается бесплатно в течение трех рабочих дней со дня обращения абонента в энергоснабжающую организацию на основании его заявления и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. В течение данного периода персонал энергоснабжающей организации посещает абонента и фиксирует показания прибора учета электрической энергии (при необходимости, время посещения предварительно согласовывается с абонентом).

Учитывая изложенное, во избежание проблем в части расчетов за электрическую энергию при покупке объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем покупателю недвижимости перед совершением сделки о покупке истребовать от продавца справку о расчетах за потребленную электрическую энергию и сравнить последние оплаченные показания с фактическими показаниями прибора учета электрической энергии, установленного на приобретаемом объекте недвижимости. При выявлении задолженности, потребовать у продавца ее погашения.

При смене абонента (собственника одноквартирного жилого дома, квартиры блокированного, многоквартирного жилого дома, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда), согласно пункту 221 Правил, новый абонент (собственник одноквартирного жилого дома, квартиры блокированного, многоквартирного жилого дома, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда) обязан в течение 10 календарных дней после получения правоудостоверяющих документов на жилое помещение (заключение договора найма жилого помещения) обратиться в энергоснабжающую организацию для заключения договора электроснабжения.

Несвоевременное обращение нового абонента для заключения договора электроснабжения может послужить поводом неправильного осуществления энергоснабжающей организацией расчетов за потребленную электрическую энергию по причине отсутствия необходимой информации об абоненте (о наличии или отсутствии зарегистрированных по месту жительства плательщика и (или) членов его семьи, граждан, имеющих право на льготу, и т.д.), что в дальнейшем может привести к производству перерасчета и выставлению дополнительных сумм к оплате.

По какому телефону можно получить информацию при аварийных отключениях в электросетях?
 
Информацию при аварийных отключениях в электросетях можно получить по короткому номеру 144
Какие способы оплаты за услуги электроснабжения существуют?
 

Оплату за потребленную электроэнергию граждане могут произвести в любом банке Республики Беларусь, выбрав удобный для плательщика сервис банковского обслуживания (интернет-банкинг, инфокиоск, мобильный банк, касса отделения банка и т.д.), а также в почтовых отделениях РУП «Белпочта». Кроме того, оплату услуг электроснабжения граждане вправе произвести в расчетно-сервисных центрах энергоснабжающих организаций. 
При оплате в АИС «Расчет» (ЕРИП) необходимо последовательно выбрать следующие вкладки:

  • Система «Расчет» (ЕРИП)
  • Населенный пункт (город, область, район)
  • Коммунальные платежи
  • Электро-, теплоснабжение
  • Электроэнергия
  • Ввести номер абонента (лицевой счет)
  • Ввести показания прибора учета, за которые производится оплата
  • Внимательно проверить Ф.И.О., адрес, период, за который совершается платеж, прочие детали выставленного требования к оплате
  • Совершить платеж.

При последующих платежах можно выбрать сохраненные данные.
Учитывая особенности информационного обмена между энергоснабжающей организацией и организациями, осуществляющими прием платежей от населения, для оплаты электроэнергии, потребленной в расчетном периоде, с учетом всех условий (последних оплаченных показаний, объемов, тарифов и т.д.), гражданам рекомендуется производить платежи ежемесячно, один раз в месяц, с 15 по 25 число месяца, следующего за расчетным.


Чем регламентируется требование установки выносного учета электрической энергии (электросчетчика)?
 

Требование по установке средства расчетного учета электрической энергии и (или) мощности вне одноквартирных блокированных жилых домов за пределами либо на границе участка в отдельном запираемом металлическом шкафу определены в следующих нормативных и технических нормативных правовых актах:

пункт 145 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394;

пункт 41 Инструкции о порядке и условиях оснащения пользователей и производителей электрической энергии приборами учета ее расхода, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 69;

пункт 8.6.13 ТКП 339-2011 «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий. Правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемо-сдаточных испытаний».

Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах?
 
Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти (сельский совет, сельский исполнительный комитет, районный исполнительный комитет). Филиалы «Электрические сети» РУП-облэнерго, выполняя письменные заявки местных органов власти, являются лишь техническими исполнителями в части эксплуатации уличного освещения.
Куда обращаться, если не работает уличное освещение в сельских населенных пунктах?
 
В случае возникновения каких-либо нареканий или вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в местный орган власти, на территории которого находится сельский населенный пункт. Заявки в сельском совете регистрируются, обрабатываются и направляются в соответствующий район электрических сетей для восстановления работоспособности уличного освещения.
Какие электронагревательные устройства относятся к переносным бытовым единичной установленной мощностью до 3 кВт включительно, подключение которых к электрической сети производится с использованием штепсельных соединений?
 

В соответствии с ГОСТ 18311-80 «Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3:

  • стационарное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), предназначенное для эксплуатации без перемещения его относительно места установки;
  • переносное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – передвижное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), предназначенное для перемещения вручную или во вьюках, или которое можно переносить вручную в процессе работы;
  • передвижное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) – электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование), которое допускает перемещение от одного места установки к другому без нарушения его готовности к работе и (или) во время работы. 

В соответствии с ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования» «к стационарно установленному электрооборудованию, даже если оно подключается через штепсельные разъемы, относится не имеющее катков для передвижения электрооборудование весом более 18 кг, а также стационарно закрепленное электрооборудование независимо от веса и наличия катков)».

На основании изложенного, если бытовые электронагревательные устройства единичной установленной мощностью до 3 кВт включительно, подключение которых к электрической сети производится с использованием штепсельных соединений, независимо от его веса и наличия катков стационарно закреплены, они относится к стационарно установленному электрооборудованию и на них не распространяется норма абзаца второго пункта 19 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 №269.

Относятся ли к переносным бытовым электронагревательным устройствам электроводонагреватели?
 

В соответствии с ГОСТ 15047-78 «Электроприборы нагревательные бытовые. Термины и определения», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3, под электроводонагревателем следует понимать стационарный бытовой нагревательный электроприбор для нагрева воды до температуры 85 0С.

Таким образом, поскольку применение электроводонагревателей для целей горячего водоснабжения независимо от единичной установленной мощности и способа подключения к электрической сети требует их стационарной установки и на них не распространяется норма абзаца второго пункта 19 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 №269 (далее- Положение), и при их установке необходимо:

  • получать заключение на использование электроэнергии для целей нагрева в органах госэнергонадзора, в соответствии с требованиями Положения;
  • устанавливать одно дополнительное средство расчетного учета с обеспечением возможности осуществления расчетов по зонам суток, в соответствии с требованиями части второй пункта 134 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 №1394, для расчетов за потребленную электрическую энергию согласно пункту 6 Декларации об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики ГПО  «Белэнерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – «электроэнергия, расходуемая на нужды отопления и горячего водоснабжения».
Как рассматриваются обращения при несогласии абонента (потребителя) с суммой ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии?
 

Энергоснабжающими организациями РУП-облэнерго расчет ущерба, причиненного энергоснабжающей организации в результате самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии, производится согласно Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5.

Разрешение данного вопроса возможно в рамках исполнения договора электроснабжения, заключенного между гражданином (бытовым абонентом) РУП-облэнерго. Взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями также регламентируются требованиями Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2015 г. № 895), Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Также, согласно п. 53 Инструкции о порядке составления актов о нарушении правил пользования электрической и тепловой энергией (далее – акт), утвержденной приказом ГПО «Белэнерго» от 10.01.2008 № 6, право производить рассмотрение составленных актов при возникновении разногласий между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем) по составленным актам и другим спорным ситуациям, определять период времени, за который необходимо произвести расчет безучетного потребления энергии по акту, принимать решение об аннулировании составленных актов предоставлено постоянно действующей комиссии энергоснабжающей организации.

Таким образом, рассмотрение подобных обращений по существу и принятие решения по рассматриваемому вопросу находится в исключительной компетенции РУП-облэнерго.
В случае несогласия гражданина с решением РУП-облэнерго по рассматриваемому вопросу данное решение может быть обжаловано в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Вправе ли органы управления садоводческого товарищества обязать членов садоводческого товарищества вынести прибор учета электроэнергии за пределы садового домика?
 

Взаимоотношения в садоводческом товариществе (далее – СТ)  определяются Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ) и утвержденным им Положением о садоводческом товариществе (далее – Положение); Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50», уставом садоводческого товарищества.

Согласно п. 19 Положения член СТ обязан выполнять требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. При этом согласно пунктам 19 и 42 Положения правление СТ вправе принять решение об отключении электроэнергии и воды членам СТ, не выполнившим требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления. 

В случае несогласия с решениями органов управления СТ член СТ на основании требований пункта 18 Положения вправе обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Из каких составляющих для членов садоводческого товарищества формируется сумма оплаты потребленной электроэнергии?
 

В Республике Беларусь садоводческие товарищества (далее – СТ), дачные кооперативы рассчитываются за потребленную электрическую энергию по тарифам, устанавливаемым на уровне тарифов на электрическую энергию для населения. Это определено нормами постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.02.2017 № 16.

Вместе с тем, СТ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, что следует из Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает следующее.

В силу сложившейся конфигурации распределительных электрических сетей электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (далее – ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энергоснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме. К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ (далее – КТП). К данной КТП присоединяются воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее – ВЛ-0,4 кВ), от которых происходит непосредственное электроснабжение садовых домиков. Граница раздела балансовой принадлежности электрической сети, как правило, находится в точке присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ. Это означает, что отпайка от ВЛ-10 кВ, КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) СТ.

СТ, как юридическое лицо, при оплате потребленной электроэнергии должно производить расчеты по показаниям расчетного электросчетчика, местом расположения которого должна являться граница раздела балансовой принадлежности электрической сети. Как мы выяснили выше, граница раздела балансовой принадлежности электрической сети для садоводческого товарищества находится в электрической сети напряжением 10 кВ. Однако в схемах электрической сети, традиционно применяемых для электроснабжения садоводческих товариществ, организация учета электрической энергии на стороне 10 кВ не представляется возможной. В связи с этим расчетный электросчетчик устанавливается в распределительном устройстве КТП на стороне 0,4 кВ. 

Расчетный электросчетчик СТ учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом СТ должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе СТ, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются.

Таким образом, кроме оплаты электрической энергии, учтенной электросчетчиком садового домика, каждый член СТ обязан принять долевое участие в покрытии затрат на оплату потерь электрической энергии, возникающих в ВЛ-0,4 кВ, в силовом трансформаторе КТП и в отпайке от ВЛ-10 кВ. Членам товарищества также необходимо компенсировать затраты на электрическую энергию, потребленную электроприемниками уличного освещения, здания сторожки, водонапорной башни и других объектов СТ.

Отмечаем, что на основании требований Указа СТ в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес СТ не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках, ранее находившихся на балансе СТ.

Каков порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в индивидуальных и блокированных жилых домах?
 

В связи с выходом новой редакции Правил электроснабжения поменялись подходы к метрологическому обслуживанию электросчетчиков.

Так пунктом 150 Правил электроснабжения определено, что ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, обеспечивает собственник указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной основе. 
Вместе с тем, согласно пункту 156 Правил электроснабжения средства расчетного учета электрической энергии принадлежащие гражданам, проживающим в индивидуальных и блокированных жилых домах, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации. В этом случае дальнейшее ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств будет осуществляться за счет средств энергоснабжающей организации.

В настоящее время для безвозмездной передачи электросчетчика бытовому абоненту необходимо представить в соответствующее территориальное подразделения энергоснабжающей организации следующий пакет документов:

  • письменное заявление установленной формы;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
  • документ, подтверждающий право собственности объекта электроснабжения;
  • паспорт (формуляр) на счетчик, при наличии, с отметкой о дате его продажи и сроках гарантийных обязательств завода-изготовителя.
Как оплачиваются услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам абонентами, являющимися неработающими пенсионерами, лицами, имеющими право на льготы, или инвалидами III группы, зарегистрированными в жилом помещении по месту пребывания?
 

В  соответствии  с  пунктом  44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (в редакции постановления от 9 февраля 2019 г. № 81) плата за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, или инвалидами III группы,  зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и соответствующих документов (документ о регистрации по месту пребывания, для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, - пенсионное удостоверение и трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, для лиц, имеющих право на льготы, - документы, подтверждающие право на льготы, для инвалидов III группы - удостоверение инвалида) в оснащенных приборами индивидуального учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

Что такое «личный кабинет»?
 

«Личный кабинет» – интернет-сервис, который является точкой доступа к персонифицированной информации о лицевом счете абонента и предназначен для предоставления бытовым потребителям – клиентам энергоснабжающей организации актуальной информации о состоянии своего лицевого счета, совершенных операциях оплаты, переданных показаниях электрического счетчика и т. д. 

Для того чтобы воспользоваться услугами Сервиса, абоненту необходимо зарегистрироваться на сайте, заполнив представленную форму и указав свой номер лицевого счета, адрес электронной почты и контактный телефон. После того как абонент отправит сведения, он переходит на страницу авторизации, где будет указан его личный пароль для входа в систему. Пароль также автоматически направляется на адрес электронной почты абонента. Впоследствии пароль можно будет изменить.

Какие сроки проведения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа. Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее - ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет. Для индукционных ПУ 1-фазных - 8 лет, для 3-фазных - 4 года.

Узнать межповерочный интервал счетчика электрической энергии можно из информации государственного реестра средств измерений, расположенного на официальном сайте Белорусского государственного института метрологии (http://www.belgim.by/1906/), указав в строке поиска реестра интересуемый тип электросчетчика.

Какой порядок прохождения метрологической поверки электросчетчиков?
 

Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:

  • абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;
  • либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила электроснабжения).

Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.

Правила проведения работ по метрологической поверке электросчетчиков определены ТКП 8.003-2011 «Систем обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».

Какие организации проводят метрологическую поверку электросчетчиков?
 

Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:

  • региональные органы Государственного комитета по стандартизации;
  • или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.

Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций.

Место обращения для прохождения процедуры метрологической поверки электросчетчиков в энергоснабжающую организацию (в разрезе регионов)?
 
Для процедуры поверки счетчиков электрической энергии потребители, при условии оформления договора на выполнение работ по ремонту, подготовке и поверке средств учета могут обращаться в структурные подразделения филиала «Энергосбыт» или районы электрических сетей (при отсутствии филиала «Энергосбыт»).
Какая стоимость проведения замены и метрологической поверки электросчетчиков для юридических и физических лиц?
 
Стоимость отпускных цен на услуги потребителям по обслуживанию средств учета электроэнергии, оказываемые подразделениями энергоснабжающих организаций, определена соответствующими прейскурантами.
Какая ответственность за не прохождение в установленные сроки метрологической поверки электросчетчиков, принадлежащих гражданам?
 

Использование счетчиков с истекшим сроком метрологической поверки в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Постановление № 571) факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

Со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления, но не более двух расчетных периодов (месяцев), нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина), плата за потребляемую электрическую энергию для абонента (гражданина) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за расчетный период после устранения безучетного потребления, нарушения в работе средств расчетного учета не по вине абонента (гражданина) - по субсидируемым тарифам для населения.

При неустранении безучетного потребления электроэнергии свыше двух расчетных периодов (месяцев) плата исчисляется за услуги электроснабжения  на основании норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Место обращения потребителя в случае необходимости снятия пломбы на электросчетчиках по различным причинам?
 

А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).

Б. В случае возгорания в контактном узле. В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации  с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.

В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам. В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.

Какой порядок фиксации и контроля за ходом рассмотрения обращения потребителя о необходимости опломбирования (есть ли звукозапись, запись в журнале, как доказать факт обращения?
 

Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для  юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.

Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».

Какие меры ответственности потребителя за отсутствие пломб на электросчетчиках?
 

В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.

Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности). В соответствии с Постановлением № 571 факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:

 последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;

 либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.

Какие сроки реализации обращения потребителя в энергоснабжающую организацию по опломбировке электросчетчика?
 

Реализация обращений юридических лиц по опломбировке электросчетчиков осуществляется, как правило, в срок не более 15 дней с даты поступления оплаты, либо при оказании услуг бюджетным организациям и сельскохозяйственным предприятиям - с даты регистрации заявки в журнале входящей корреспонденции.

Реализация обращений бытовых абонентов осуществляется в сроки:

  • до 15-ти дней для сельских населенных пунктов;
  • до 5-ти дней для  городов с даты регистрации заявки, либо в случае платной услуги – с даты оплаты.
Какая ответственность  потребителя за необеспечение доступа к электросчетчику для представителей энергоснабжающей организации?
 
В соответствии с пунктом 213 Правил электроснабжения в случае необеспечения в течение двух расчетных периодов (месяцев) доступа уполномоченного представителя энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора при предъявлении служебного удостоверения к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний с таких средств, контроля за выполнением требований настоящих Правил, технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к устройству, энергоснабжающая организация имеет право в порядке, определенном в части первой пункта 227 настоящих Правил, обязать абонента вынести вводное устройство со средствами расчетного учета электрической энергии за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина.
Проводят ли представители энергоснабжающих организаций платные мероприятия по проверке электрических розеток, приборов учета и пр. в жилых домах (квартирах) потребителей?
 

В последнее время участились случаи обмана граждан людьми, представляющимися работниками Энергонадзора, Энергосбыта и Электросетей. Прикрываясь репутацией энергоснабжающих организаций, они настойчиво предлагают гражданам оказание различных услуг, таких услуг как: замеры напряжения в электрической сети, проверка правильности работы счетчика, замена автоматических выключателей. После якобы «бесплатного» осмотра они предлагают заключить договор на оказание платных услуг. В целях исключения случаев обмана призываем не поддаваться на уловки недобросовестных граждан, а также представителей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Обращаем внимание, что сотрудники филиалов «Энергонадзор» и «Энергосбыт» при посещении потребителей электрической энергии должны быть одеты в спецодежду и иметь при себе удостоверение сотрудника филиала. Удостоверение должно содержать следующую информацию: номер, фамилия, имя и отчество сотрудника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, срок действия удостоверения, фотография. Удостоверение в обязательном порядке скрепляется печатью и подписью руководителя одного из вышеуказанных филиалов.

Сотрудники филиалов «Энергосбыт» не предлагают и не выполняют никаких дополнительных услуг и работ, кроме, как контрольный съём показаний электросчётчика, а также плановая замена приборов учёта электроэнергии или по предварительной договорённости с абонентом.

Инспектора филиала «Энергонадзор» также не выполняют никаких работ и не предлагают заключать какие-либо договора. В их обязанности входит лишь осмотр технического состояния электроустановок и электропроводки в рамках проведения мероприятий, направленных на предотвращение поражения человека электрическим током либо возникновения пожара. По результатам осмотра составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю. Никакой оплаты за это не предусмотрено.

Уважаемые граждане, не позволяйте себя обманывать. Прежде, чем впустить кого-либо в дом, попросите предъявить удостоверение, внимательно изучите его. В случае какого-либо сомнения позвоните в организацию, представитель которой вас посетил.

Прежде, чем подписывать какие-либо документы, внимательно читайте их содержимое. В случае необходимости обращайтесь в правоохранительные органы.

Почему садоводческое товарищество  оплачивает «стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках»?
 

Садоводческое товарищество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс.

Электроснабжение практически всех садоводческих товариществ осуществляется от воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ (ВЛ-10 кВ), находящихся на балансе энероснабжающих организаций РУП-облэнерго, по следующей схеме.

К ВЛ-10 кВ присоединяется отпайка длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, к которой, в свою очередь, присоединяется комплектная понижающая трансформаторная подстанция напряжением 10/0,4 кВ ( КТП).  В большинстве случаев и  отпайка от ВЛ-10 кВ, и КТП и ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе (в собственности) садоводческого товарищества. А расчетный счетчик  при этом установлен на КТП. При этом расчетный электросчетчик садоводческого товарищества учитывает суммарное количество электрической энергии, потребленной электроприемниками всех садовых домиков, и потери электроэнергии во всех ВЛ-0,4 кВ, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии от КТП до садовых домиков. При этом садоводческое товарищество должно дополнительно оплатить потери электрической энергии в отпайке от ВЛ-10 кВ и потери электрической энергии в силовом трансформаторе КТП, поскольку эти элементы электрической сети находятся на балансе садоводческого товарищества, а потери электроэнергии в них расчетным электросчетчиком не учитываются. Для каждого садоводческого товарищества расчет данных потерь электроэнергии производится ежемесячно сбытовым подразделением энергоснабжающей организации.

Необходимость отнесения потерь в сетях абонента именно на этого абонента обусловлена тем, что в тарифах на электрическую энергию заложены только нормативные потери (технологический расход на транспортировку электроэнергии) в сетях, находящихся на балансе энергоснабжающих организаций.
Что можно предпринять, чтобы не оплачивать «стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках»?
 
Садоводческое товарищество в установленном порядке может передать свои высоковольтные электроустановки на баланс энергоснабжающей организации. После окончания передачи место установки средства расчетного учета электрической энергии совпадет с границей балансовой принадлежности электрической сети, и в адрес садоводческого товарищества не будет выставлять к оплате стоимость технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в высоковольтных электроустановках.
Могут ли владельцы садовых (дачных) домов рассчитываться за потребленную электроэнергию с применением тарифов на электроэнергию, используемую для нужд отопления и горячего водоснабжения.
 

Согласно п. 170 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1794, садоводческие товарищества, дачные кооперативы расчеты за потребляемую электрическую энергию с энергоснабжающей организацией осуществляют на основании показаний средства группового расчетного учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей с энергоснабжающей организацией.

Садоводческие товарищества, как юридические лица, производят расчеты за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 февраля 2017 г. № 16 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» организациям на уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению».

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 приложения к указанному постановлению, садоводческим товариществам установлен тариф в размере 0,1746 рублей за 1 кВт·ч с налогом на добавленную стоимость.

Расчеты садоводческих товариществ за потребленную электрическую энергию по иным тарифам противоречат законодательству, в связи с чем применение для садового домика предусмотренных с 01.01.2019 для населения тарифов на электроэнергию, используемую для нужд отопления и горячего водоснабжения, не представляется возможным.
Вправе ли садовое товарищество отключить садовый домик от сети электроснабжения?
 

Взаимоотношения внутри садоводческого товарищества, в том числе и по вопросам электроснабжения, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ), Положением о садоводческом товариществе, утвержденным  Указом, Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048, другими нормативными правовыми актами, а также решениями органов управления садоводческого товарищества и локальными нормативными правовыми актами садоводческого товарищества.

Так, согласно п. 42 Положения о садоводческом товариществе, в случае несвоевременного внесения членами товарищества взносов (в течение двух месяцев подряд со дня наступления срока уплаты) либо неисполнения без уважительных причин других обязанностей, предусмотренных частью первой пункта 19 настоящего Положения, правление вправе принять решение об отключении таким членам товарищества электроэнергии и воды до выполнения ими обязанностей в полном объеме.

Таким образом, для вынесения решения о прекращении электроснабжения садового домика правлению садоводческого товарищества  нет необходимости применять нормы Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.
Почему Заключение РУП-облэнерго договоров электроснабжения садовых домиков с членами садоводческих товариществ невозможно?
 
Согласно пункту 170 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, садоводческие товарищества, гаражные, дачные кооперативы расчеты за электрическую энергию с энергоснабжающей организацией осуществляют на основании показаний средства группового учета электрической энергии, установленного на границе балансовой принадлежности электрической сети с энергоснабжающей организацией. Из данных требований вытекает, что договор электроснабжения заключается с садоводческим товариществом, как юридическим лицом, и заключение договоров электроснабжения с членами садоводческого товарищества законодательством не предусмотрено.
Могут ли представители РУП-облэнерго оказывать помощь в выявлении случаев безучетного потребления электроэнергии в электрических сетях, находящихся на балансе садоводческих товариществ?
 
Персонал сбытовых подразделений РУП-облэнерго не оказывает садоводческим товариществам помощь в выявлении случаев безучетного потребления электроэнергии в электрических сетях, находящихся на балансе садоводческих товариществ, поскольку не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность сторонних юридических лиц.
Можно ли выполнять работы или строить здания, в охранной зоне ВЛ-0,4 кВ?
 
Согласно пункту 3 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 В проведение каких-либо строительных работ (устройство гаража) в охранной зоне ВЛ-0,4кВ без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается. Кроме того, согласно требованиям пункта 5.2.9.4 ТКП 339-2011 прохождение ВЛ-0,4кВ с неизолированными проводами над зданиями и сооружениями не допускается.
Как  изменился  порядок  расчетов  за  услуги электроснабжения,  газоснабжения,  снабжения  сжиженным углеводородным газом с 1 января 2019 г.?
 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2019 г. № 81 (далее – постановление № 81) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

В соответствии с вышеуказанными изменениями с 1 января 2019 г.:

предусмотрена отмена системы дифференцированной оплаты населением электрической энергии в зависимости от объемов ее потребления; определен порядок оплаты услуг электроснабжения для новой тарифной группы «Электрическая энергия, используемая для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения, при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения».

Также постановлением № 81 внесены изменения и дополнения в Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571, согласно которым с 1 марта 2019 г. начисление платы за услуги электроснабжения, газоснабжения, снабжения сжиженным углеводородным газом от индивидуальной баллонной установки по субсидируемым государством тарифам (ценам) будет производиться в отношении жилых помещений, в которых зарегистрированы по месту жительства граждане, в том числе не являющиеся плательщиком и (или) членами его семьи.

С целью урегулирования вопросов расчетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги с 1 марта 2019 г. в случае неправильного применения тарифа (цены) организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, организациями, осуществляющими начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, перерасчет производится с момента выявления за период:

не более чем три месяца, если перерасчет влечет доначисление платы за жилищно-коммунальную услугу за предыдущие периоды; не более чем три года, если перерасчет не влечет доначисление платы за жилищно-коммунальную услугу за предыдущие периоды.

При этом ошибки, допущенные плательщиком жилищно-коммунальных услуг при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные услуги и влекущие внесение неполной платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги, устраняются исполнителем без заявления плательщика жилищно-коммунальных услуг с момента их выявления за период не более чем три года.

О подключении к электрическим сетям энергоснабжающих организаций хозяйственных построек и сооружений на земельных участках, предоставленных для ведения личных подсобных хозяйств.
 

В соответствии с частями первой и второй статьи 2 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон) под личным подсобным хозяйством граждан понимается форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель. В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться, в том числе хозяйственные строения и сооружения.

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, согласно части первой статьи 4 Закона имеют право возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

В соответствии с частью четвертой статьи 7 Закона при ведении гражданами личного подсобного хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать строительство дорог, линий радио- и электропередач, а также водоснабжение, газификацию, телефонизацию, мелиорацию земель.

Гражданско-правовые отношения в области электроснабжения регулируются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. и принятыми в развитие указанных норм Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее − Правила электроснабжения).

Пунктом 8 Правил электроснабжения определено, что гражданин получает в местном исполнительном и распорядительном органе технические условия на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети (далее – технические условия) в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 (далее – Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации, постановление № 223), в рамках реализации местным исполнительным и распорядительным органом административной процедуры, предусмотренной в подпункте 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень административных процедур), либо в соответствии с Положением о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384, в рамках реализации местным исполнительным и распорядительным органом административной процедуры, предусмотренной в подпункте 9.3.2 пункта 9.3 перечня административных процедур.

При этом перечень административных процедур не содержит административные процедуры, предусматривающие выдачу энергоснабжающими организациями по заявлениям граждан технических условий в отношении капитальных строений, расположенных на не придомовой территории, а также отсутствуют административные процедуры, предусматривающие выдачу по заявлениям граждан разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию капитальных строений, расположенных на не придомовой территории.

Руководствуясь подпунктом 1.1 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», в целях максимального соблюдения интересов граждан, до урегулирования на законодательном уровне вышеуказанного вопроса, в случае необходимости подключения к электрическим сетям энергоснабжающей организации (РУП-облэнерго) принадлежащих Вам капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на не придомовой территории и используемых для целей ведения личного подсобного хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, предлагаем Вам обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган за выдачей разрешительной документации на строительство в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации.

Справочно: В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, в том числе организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом.

Местный исполнительный и распорядительный орган в рамках подготовки разрешительной документации самостоятельно запросит в энергоснабжающей организации (РУП «Минскэнерго») технические условия для объекта электроснабжения.

Согласно выданной разрешительной документации, включая технические условия, и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, Вам потребуется обеспечить разработку в установленном законодательством порядке проектной документации, выполнение электромонтажных работ, электрофизических измерений.

После выполнения указанных действий Вам необходимо в соответствии с пунктом 10.6 перечня административных процедур подать в Дзержинский район электрических сетей филиала «Столбцовские электрические сети» РУП «Минскэнерго» соответствующее заявление на подключение к электрической сети электроустановок капитального строения и представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также копии проектной документации и протоколов электрофизических измерений.

О применении нового тарифа на электрическую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения.
 

Подпунктом 10.3 пункта 10 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 492 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2019 год» на 2019 год для населения установлен предельный уровень субсидируемого государством тарифа на электрическую энергию в размере 3,35 копейки за 1 кВт∙ч для следующей тарифной группы потребителей услуг электроснабжения:

«Электрическая энергия, используемая для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения, при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.».

Аналогичный уровень тарифа на электрическую энергию и тарифная группа для населения введены с 1 января 2019 г. пунктом 4 приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

К указанной тарифной группе относятся жилые помещения (квартиры) в многоквартирных и блокированных жилых домах, одноквартирные жилые дома при соблюдении в совокупности следующих условий:

жилой дом (многоквартирный, блокированный, одноквартирный) не оборудован в установленном порядке системой централизованного теплоснабжения (для нужд отопления и (или) горячего водоснабжения);

жилой дом (многоквартирный, блокированный, одноквартирный) не оборудован в установленном порядке системой централизованного газоснабжения;

жилое помещение (квартира) в многоквартирном (блокированном) жилом доме, одноквартирный жилой дом оборудовано в установленном порядке стационарно установленными приемниками электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жилого помещения (квартиры) и отдельным (дополнительным) прибором индивидуального учета расхода электрической энергии, к которому подключены данные приемники электрической энергии.

С введением указанного тарифа в энергоснабжающих организациях, входящих в систему Минэнерго, разработан единый подход по рассмотрению обращений граждан, решивших использовать электрическую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах. Порядок перехода на использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах предусматривает всю последовательность действий от уточнения в энергоснабжающей организации наличия технической возможности на увеличение разрешенной к использованию электрической мощности до непосредственного перехода на оплату по указанному тарифу (данный порядок размещен на официальном сайте Министерства энергетики в глобальной компьютерной сети Интернет в рубрике «Новости» под названием «Новое в законодательстве: использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения – пошаговые действия»).

Действительно в некоторых населенных пунктах распределительные электрические сети внешнего электроснабжения имеют ограниченный резерв пропускной способности, что не позволяет до проведения их полной реконструкции значительно увеличивать электрическую нагрузку жилых домов (квартир).

Пропускная способность распределительных электрических сетей внешнего электроснабжения в таких населенных пунктах (60 — 90 годов застройки) рассчитывалась исходя из строительных норм, которые предусматривали расчетную электрическую нагрузку индивидуального жилого дома не повышенной комфортности на уровне не более 3,5 кВт, расчетная электрическая нагрузка индивидуального жилого дома повышенной комфортности (коттеджа) предполагалась на уровне не более 11,5 кВт.

Исходя из расчетных электрических нагрузок индивидуальных жилых домов выбиралась установленная электрическая мощность силового трансформатора на трансформаторной подстанции, пропускная способность воздушных линий электропередачи в распределительной электрической сети. При этом завышение установленной электрической мощности данных трансформаторов и пропускной способности данных линий в целях создания резерва на неопределенный период законодательством не предусмотрено.

Не всегда замена силового трансформатора на трансформатор большей электрической мощности и увеличение пропускной способности воздушных линий электропередачи позволяет решить вопрос с увеличением электрической нагрузки индивидуальных жилых домов, так как для обеспечения необходимого качества электрической энергии может потребоваться строительство дополнительных линий и трансформаторных подстанций, что в густо застроенных населенных пунктах проблематично.

Министерство энергетики Республики Беларусь, ГПО «Белэнерго» и входящие в его состав областные энергоснабжающие организации (далее – РУП-облэнерго), прилагают все возможные усилия для удовлетворения потребностей граждан в электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, однако одновременно приступить к реконструкции электрических сетей напряжением 0,4 – 10 кВ в более чем 19 500 сельских населенных пунктах республики не представляется возможным как с организационной, так и с финансовой точек зрения.

Для изучения заинтересованности граждан в использовании электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения ГПО «Белэнерго» разработана форма опросного листа, которая используется филиалами «Электрические сети» РУП-облэнерго во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами для изучения потребности граждан в увеличении разрешенной к использованию электрической мощности для нужд отопления и горячего водоснабжения.

Справочно: В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, в том числе организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом.


Закрыть
Форма записи на прием

 
 
 
 
 
captcha